История строительства Воронцовского дворца
Дворец строился в 1826—1846 годах для графа М. С. Воронцова — одного из крупнейших русских деятелей первой половины XIX века.
В наше время его навали бы топ менеджером. Воронцов получил образование в Англии, где его отец был русским послом в конце XVIII — начале XIX века. Этим отчасти объясняется, что дворец выстроен в стиле английской архитектуры. В 1823 году он назначается генерал-губернатором Новороссийского края.
Для сооружения дворца и устройства большого парка Воронцов скупает земли у населения Алупки. За 10 лет (с 1824 по 1833 г.) были приобретены земельные участки у 158 лиц. Земли покупались за бесценок, местное население было вытеснено к горам, на каменистую почву.
Проект Воронцовского дворца в Алупке сделал английский архитектор Эдуарда Блор. Первоначально строительство дворца началось по проектам архитекторов Томаса Харрисона и Франческо Боффо. Именно им дворец обязан портальной нише. Руководил постройкой англичанин Вильям Гунт.
На основании сохранившихся планов и акварели (акварель находится в экспозиции) можно судить о первоначальном замысле Блора и изменениях, внесенных Гунтом. Блор проектировал дворец как легкий павильон с более ярко выраженными восточными чертами, чем это было осуществлено впоследствии Гунтом.
Гунт внес ряд небольших изменений в планировку внутренних помещений главного корпуса. Вместо открытой биллиардной выстроил застекленный зимний сад - легкий, обнесенный открытой галереей корпус, примыкающий к столовому крылу с запада, перестроил в более монументальное и тяжеловесное здание. Изменил форму западных башен, планировку хозяйственных построек и служебных флигелей.
С 1828 по 1830 г. составлялся проект дворца, заготавливался материал. Но настоящая стройка началась с закладкой первых камней только в марте 1830 года.
Строился дворец из диорита — красивого зеленовато-серого камня вулканического происхождения. Его брали из природной россыпи на территории Алупки. И в настоящее время нагромождения диорита сохранились в алупкинском парке в обильном количестве - так называемый каменный «хаос». Для получения строительных блоков брались многотонные бесформенные глыбы диорита, требующие больших физических и временных затрат. Все выполнялось вручную орудиями того времени. Диорит сам по себе очень прочный и твердый камень. Сейчас даже не верится, что огромные прямы блоки для стен вырезаны вручную. Из этого же камня вырезались сложные орнаменты и украшения, высекались целые купола и зубцы на стенах. Тщательно отшлифованный диорит применялся для оформления внутренних помещений.
Как ни странно, но стройка строительство Воронцовского дворца началось не со знаменитого северного фасада центрального здания. Первым был выстроен столовый корпус и параллельно с ним с 1830 по 1834 год возводился Шуваловский корпус позднее преобразованный Гунтом в бильярдный зал. Изначально он был предназначен для гостей и зятя Воронцова Шувалова.
Уже после постройки западного крыла работы велись на восток. Центральный корпус, не смотря на все сложность реализации архитектурных замыслов, планировали закончить к приезду в Крым императорской семьи ы 1837 году. «С необыкновенными усилиями и издержками, — сообщалось в то время, — этот дом был окончен к приезду императорской фамилии. Он, лучше сказать, был приготовлен: ибо некоторые вещи, а особенно украшения, как внутренние, так и наружные, были сделаны только временно и после должны быть переделаны или вовсе уничтожены». Внутренняя и наружная отделка главного корпуса длилась еще четыре гола после визита императора в Крым.
В 1838 году была построена часовая башня и восточные флигеля. Зимний сад был закончен тогда же, но окончательно расцвел с появлением львиной террасы после 1841 года. Хозяйственные и библиотечный корпуса построены с 1841 по 1846 г.
Всю работу по строительству и внутренней отделке дворца выполняли не иностранцы, а простые русские и украинские мастера, главным образом крепостные Воронцова. Особенно много работало здесь владимирских каменотесов, издавна славившихся своим искусством возводить белокаменные соборы и высекать на камне сложные орнаментальные узоры.
Почти из всех вотчин Воронцова — из северных районов и украинских земель крепостные насильственно сгонялись в Крым. Многие добровольно шли сюда в надежде на заработки. К началу XIX века крепостные северных имений Воронцова были переведены на денежный оброк вместо барщины. В поисках заработка они пешком отправлялись из центральной России в Крым. Но их надежды были тщетны. За работу они получали ничтожную сумму, из которой должны были выплачивать оброк. Денег не хватало на хлеб. Работая до изнеможения, люди жили впроголодь.
На строительстве Воронцовского дворца дважды в 1833 и 1837 годах вспыхивали эпидемии, уносившие в могилу тысячи строителей.
Из-за отсутствия архивных данных трудно установить точное число крепостных, в течение 18 лет сооружавших дворец, но несомненно, что здесь работало несколько тысяч человек.
К сожалению, очень мало имен строителей дошло до нас. Известно, что здесь работали крепостные из Владимирской губернии: каменотес Дмитрий Боровков, садовод Максим Иванов, камнерез Ермолай Иванов, выполнивший фонтан «Трильби» и один из каскадных фонтанов у южного входа во дворец.
После смерти Воронцова дворец принадлежал его сыну, затем дальним родственникам Воронцовых — Воронцовым-Дашковым, богатым русским дворянам. После событий 1917 года дворец стал «народным» и был национализирован. В 1921 году здесь был открыт историко-бытовой музей дополненный предметами искусства и быта других дворцов и аристократических имений Южного берега Крыма.
Во времена второй мировой войны курорт могл лишится своей главной достопримечательности Алупки. Солдаты немецкой армии хотели взорвать дворец, но не успели. Весной же 1945 года во дворце разместилась английская делегация для участия в Ялтинской конференции. В 1956 открывается музей изобразительных искусств, ставший спустя два года архитектурно-художественным дворцом-музеем действующий по сей день.
В настоящее время музей занимает центральный, Шуваловский, столовый, хозяйственный и библиотечный корпуса дворцового комплекса. Вы можете посетить следующие выставки и экспозиции: парадные залы и Южные террасы, выставки «Дар профессора В.Н. Голубева», «Парижский архив», «Кабинет графа И.И. Воронцова-Дашкова», «Кабинет коменданта государственной дачи, «Украинская живопись», «Дом графа А.П. Шувалова» «Цветы в живописи» и «Воронцовская кухня».