Парадный вестибюль
Во внутренней планировке Воронцовского дворца архитектор использует игру контрастов: в центр помещен довольно просторный вестибюль , с юга и севера к нему симметрично прилегают два небольших тамбура, а с запада и востока множество небольших помещений – с востока деловые комнаты, а на западе – комнаты для отдыха и досуга. В деловую восточную часть дворца определены парадный кабинет графа Воронцова, китайский кабинет его супруги, малая ситцевая приемная и библиотека. С запада же расположились голубая гостиная, столовая, бильярдная. Следуя традициям английского стиля, архитектор соединил холл с жилыми помещениями второго этажа лестницами, однако спрятал их за стеной, так с первого взгляда и не поймешь, каким волшебным образом хозяева проникали в свои спальни. Кто-то из туристов на экскурсии даже пошутил, что они здесь не жили, а сдавали жилье в Алупке.
В вестибюль можно попасть как с севера, так и с юга. Северный тамбур, как и северный фасад дворца, выполнен в английском стиле, в свою очередь южный тамбур украшают вышивки и персидские ковры с портретным изображением персидского шаха Фатх-Али.
Сама центральная часть вестибюля очень просторна, богато декорирована деревом и диабазом. По периметру комната украшена деревянными резными дубовыми панелями, с мотивом готических арок. Этот же мотив поддерживается и в декоре темного дубового потолка – он разбит балками и тягами на ромбы и квадраты, образуя витиеватый узор, схожий на узор готических сводов.
Цветовая палитра, выбранная для вестибюля несколько мрачновата, что лишний раз подчеркивает стиль английской архитектуры конца XVI века. Темные породы дерева, серо-коричневый оттенок бумажных обоев со строгим орнаментом, и два симметрично расположенных камина в виде двух серо-зеленых прямоугольников. Диабаз для каминов необыкновенно хорошо до блеска отшлифован и украшен орнаментом, сложно поверить, глядя на них, что это тот же камень из которого построен весь дворец в Алупке.
Порядок и симметрию комнаты еще больше подчеркивает расстановка мебели, бронзовых канделябров и настенных бра. Все это придает вестибюлю некую парадность, помпезность и даже суровость. Вестибюль – это та комната, которая дает входящему представление о хозяевах дома, об их вкусах и характерах. Однако этого мало, в знатных богатых домах принято знакомить с порога гостей еще и со своею родословной, дабы подчеркнуть знатность рода и происхождения владельцев дома. И для этих целей вестибюль украшен портретами именитых предков хозяев, на этих портретах художники особенно старались подчеркнуть величие и статус персонажей, делая акценты на дорогих и пышных нарядах и аксессуарах.
Одним из лучших портретов, представленных в вестибюле, можно назвать портрет великой императрицы Екатерины II . Автор портрета известный русский художник Ф. С. Рокотов – бывший крепостной. Как и полагалось по правилам парадного портрета, Екатерина была изображена величественно с большой долей идеализации, однако и были нюансы, которые смягчали парадность композиции.
Государыня была изображена не в фас, а в профиль, и сидя, а не стоя, а атрибуты власти не выпячивались, а непринужденно и гармонично вписались в композицию. Такая работа не осталась незамеченной, и императрица наказала всем художникам писать ее лицо «как у Рокотова».
На других портретах в вестибюле изображены родители Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, ее матери А. В. Браницкой и отца К. П. Браницкого с сыновьями. Ну и ,конечно же, сами хозяева дома граф Воронцов и его супруга.