Китайский кабинет или Малая гостиная
Воронцовский дворец, особенно его южная часть, содержат много элементов восточной культуры. Мода того времени на «восток» находит себя в прекрасной арке с южного фасада, некое сходство с Альгамброй. Но не только арка и персидские ковры здесь говорят о востоке. Китайский кабинет является подлинной изюминкой восточных веяний в Воронцовском дворце, тем более что окна кабинета графини выходят на юг и юго-восток.
Но сама комната не была музейным собранием восточных диковинок, почти все предметы декора и интерьера здесь выполнены русскими мастерами. Хотя кабинет и китайский, тем не менее, он великолепно сочетается и с предыдущими помещениями, то есть и здесь трудно не заметить господствующий английский стиль. Высокие стрельчатые оконные и дверные проемы имеют четкий ритм, деревянные панели которые делят комнату по вертикали. Но на стенах не обои, и даже не изысканная ткань, а циновки. Циновки из рисовой соломки, именно они и дали название кабинету, хотя расшиты они традиционными русскими рисунками – цветы, плоды, рога изобилия, рисунки выполнены из бисера и шелка русскими мастерицами.
Здесь же присутствует камин, много дерева – панели рамы зеркал, дверцы шкафов - щедро украшенного резьбой в духе эпохи Возрождения. Потолок в комнате не деревянный, как может показаться с первого взгляда, а лепной. Русский крестьянин Роман Фуртунов умело сделал потолок из гипса, имитируя резьбу по дереву.
При дворце в Алупке работало много столяров из народа с золотыми руками, мебель с монограммами Воронцовых заслуживает высокой оценки. Особенно примечательны два столика сделанные из очень редкой карельской березы. Один из столиков предназначался для вышивания, это было неотъемлемой частью быта того времени. Но не только русские столяры заслуживают внимания, бронзовщики не уступают им в художественном мастерстве, и пример тому – шикарная люстра в стиле рококо, которая пышным букет спадает с резного потолка.
Еще один предмет в комнате заслуживающий внимания – это шкафчик-кабинет для хранения различных драгоценностей и мелочей. Роспись шкафа выполнена в очень сложной технике, с использованием специального лака из древесной смолы особого вида. Роспись осуществляется в несколько этапов и во множество слоев, это очень сложный и трудоемкий процесс. Так как роспись сделана с китайскими мотивами, можно подумать, что шкафчик родом из Китая, однако золоченая латунная фурнитура выдает английское происхождение мебели середины 18 века.
Неприметно в углу между окнами расположился ценнейший предмет мебели, это небольшой угловой шкафчик.
Он сделан в форме панциря черепахи в стиле Буль, украшенный бронзой, но особо в нем ценно то, что это подарок императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, в знак благодарности за оказанное им гостеприимство владельцам дома в Алупке.
Ну как же обойтись в комнате без присутствия хозяйки. Неизвестный художник изобразил портрет Елизаветы Воронцовой в мягких оливковых тонах.
Она одета в романтичном стиле в венецианское платье, задумчивый глубокий взгляд – все говорит о чувственной, немного застенчивой и безусловно одаренной натуре. Даже А. С. Пушкин посвятил ряд свих произведений, воспевая эту женщину.
Ранее дабы подчеркнуть присутствие хозяйки, сделать вид комнаты более жилым, стол был покрыт кружевной расшитой скатертью и рядом разложены нитки и пяльцы. Но время идет, вещи изнашиваются, и скатерти нет, вероятно, работники музея убрали от вездесущих туристов для большей сохранности. Также нет и иранского кресла с инкрустацией черепашьего панциря, что ранее украшало комнату, хотя многие источники в интернете по прежнему настаивают на его наличии.